Нарушение письма и чтения у детей: дисграфия и дислексия

Развивающие занятия для дошкольников

Нарушение письма и чтения у детей: дисграфия и дислексия

Ваш ребенок испытывает сложности с обучением чтению и письму? К сожалению, это не редкость.

Важно как можно раньше выяснить причину. Ребенок мало времени уделяет учебе? Возможно, он часто отвлекается и не может долго сосредоточенно работать?

Но может оказаться так, что многочисленные повторения и многочасовые выполнения домашних заданий не приносят результатов. В этом случае нужно проверить, не страдает ли ребенок дисграфией или дислексией.

Дисграфия и дислексия — это распространенные проблемы обучения детей, которые проявляются нарушением процесса чтения и письма. По последним данным, в России около 30% младших школьников страдают дислексией, и более 37% — дисграфией. При этом в середине 70-х годов прошлого века такая проблема была лишь у 11% детей. Эксперты подозревают, что причина такой печальной статистики — в «гаджетозависимости» современных детей. 

Поэтому если ваш ребенок испытывает серьезные трудности с овладением школьной программой, часто допускает ошибки при чтение и письме, не спешите обвинять его в лени или невнимательности. Лучше обратитесь к специалистам и проверьте, не страдает ли ребенок дислексией или дисграфией.

О диагностике эти проблем, а также о том, как родители самостоятельно могут помочь ребенку справиться с дислексией и дисграфией, рассказывает Наталья Кайгородова, арт-терапевт пермского центра эффективной тренировки мозга "Мастерская интеллекта". 

В центре «Мастерская интеллекта» проводится комплексная коррекция нарушений речи, используются самые современные и эффективные аппаратные и развивающие методики.

— Наталья, расскажите, пожалуйста, как понять, что трудности с обучением письму и чтению связаны не с ленью, а с нарушениями развития. Может быть, есть какие-то тесты по выявлению проблем?

— Если у вас появились подозрения, что у ребенка проблемы с чтением и письмом, то перед обследованием на дислексию и дисграфию, необходимо провести полное обследование зрения и слуха ребенка.

А само заключение о дислексии и дисграфии ставят только тогда, когда формирование письменной речи уже не получилось, то есть примерно к 10 годам. До этого возраста ребенок, может быть, просто еще не готов. Его механизмы зрительной дифференцировки еще только созревают. Поэтому не стоит торопиться с выводами, нужно подождать. При этом, говорить о возможных трудностях в овладении чтением и письмом можно уже в 6 лет. Особенно если у ребенка есть трудности с устной речью. В этом возрасте в случае сомнений можно обратиться к логопеду или дефектологу, который протестирует и обследует ребенка.

Лучшая профилактика возможных трудностей с письмом и чтением — это постоянные занятия по развитию речи с ребенком: развитие умения выделять звуки в словах, расширение словарного запаса и работа над связностью речи. Диагностика дислексии — очень сложный процесс именно от того, что ребенок постоянно растет и развивается и делает это в индивидуальном темпе.

— Могут ли родители дома самостоятельно помочь ребенку, испытывающему проблемы с чтением и письмом?

— Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:

  • Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.
  • Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто, пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребёнок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно.

    Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

  • Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

— Какие советы вы дадите родителям детей с дислексией и дисграфией?

— Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

  1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
  2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.
  3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
  4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.
  5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

Благодарим Наталью за такие подробные ответы и желаем успеха всем родителям и детям, столкнувшимся с этой проблемой!



Информация, указанная в статье, актуальна на дату написания. Если Вы заметили неточность или хотите добавить какие-либо сведения, пишите в комментариях или в личные сообщения автору статьи.

09:56
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...